Четверг, 25.04.2024, 23:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Князья Вяземские на Липецкой земле

Чистуха: у ней особенная стать

 

Газета «Знамя» Камешковского района Владимирской области,

14.02.2014

А.Александров

 

«Самодержавие и православие» - краеугольные камни

Село Чистуха известно по летописным документам аж с 15-го столетия. Оно впервые упоминается в жалованной грамоте 1479 г. великого князя Ивана lll Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Этой грамотой великий князь разрешил обители перезывать и селить людей в Чистуху и освобождать этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. В начале 17-го века царь Михаил Федорович пожаловал сельцо Чистуху князю Никите Семеновичу Вяземскому. К 1645 году его наследовали сыновья князя – Иван, Матвей и Василий. Тогда поселение описывалось так: «В сельце на опчей земле часовня деревянна клетцки, а в ней чюдотворный образ св. великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, строенье помещиково, в сельце 2 помещичьих, 10 дворов крестьянских и бобыльских».

В 1694 году сын Василия Вяземского стольник князь Петр Вяземский построил в Чистухе первую деревянную церковь, которая в последующем была освящена во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Помещик отказал в пользу причта по 10 четвертей в поле и сена 10 копен, в приходе новой Георгиевской церкви тогда состояли 1 двор помещичий и 15 крестьянских дворов. С начала 18 века Чистуха целиком принадлежала князьям Вяземским. В 1772 году вдова А.И.Вяземского, княгиня Пелагея Андреевна, взамен обветшавшего деревянного храма выстроила в своем имении новую каменную церковь с шатровой колокольней. Престолов в церкви было устроено два – во имя Пресвятой Троицы и во имя Георгия Победоносца. Из церковных древностей в церкви села наибольшей известностью пользовались икона св. мученицы Параскевы и серебряный позолоченный крест (переданный в храм в 1742 году князем Александром Ивановичем Вяземским).

В конце 18 века Чистуха перешла во владение полковнику князю Егору Александровичу Вяземскому, который долгое время жил в этом имении. В молодости Е.А.Вяземский служил в гвардии, а в 1793 году был переведен подполковником в Старооскольский пехотный полк. Но уже в 1795 году он вышел со службы в отставку полковником. «На гражданке» в течение 1802-1804 годов князь Егор Вяземский был выбран суздальским благородным дворянством уездным предводителем, а во время Отечественной войны 1812 года он командовал батальоном в первом полку Владимирского ополчения. Наследники Е.А.Вяземского, штабс-ротмистры князья Александр и Дмитрий Егоровичи Вяземские, в Чистухе уже не жили, хотя владели этим имением не только они, но и их наследник – князь Леонид Дмитриевич Вяземский (1848-1909 г.г.), генерал, начальник Главного управления уделов и член Государственного совета. Таким образом, развитием этого живописного села многие поколения обязаны княжескому роду Вяземских.

В Троицкой церкви с. Чистухи в 19 веке служили следующие священники - Павел Валединский, Абрам Тихомиров, Федор Травчетов. В 1873 г. приход с. Чистухи был приписан к церкви с. Палашкино. Однако через 20 лет самостоятельность Чистухинского прихода была восстановлена, и в 1894 году туда получил назначение священник Иван Михайлович Тихомиров.

Своего дела мастера

По ревизским сказкам в 1897 году в селе Чистуха насчитывалось уже 116 крестьянских дворов, в которых проживали 711 жителей. И существовать им было на что: ведь за селом числилось 662 десятины пахотной и сенокосной земли, да еще 50 десятин оставались по неудобности пустопорожними. Своего дровяного и строевого леса чистухинские крестьяне не имели, приобретая необходимое из рощ за деревней Пенкино на реке Клязьме. В самом селе имелись ветряная мельница и кузница. Земля здешняя годилась для выращивания ржи (которой высевалось 800 четвертей), овса и гречи. Но урожаи были невысоки, так как песчаный грунт требовал хорошего удобрения. В силу этого многие местные жители бросали хлебопашество и занимались больше «отхожими промыслами» - уходили целыми артелями каменщиков выполнять различные работы во Владимир, Москву и даже Санкт-Петербург. И, как знать, не чистухинские ли жители послужили прообразом много лет спустя для написания поэмы Д.Кедрина «Зодчие». «И пришли к царю двое безвестных владимирских зодчих; двое русских строителей - статных, босых, молодых…», – говорится в ней. (Пришлые мастера и наши земляки, кстати, по этому сюжету трудились над возведением архитектурной жемчужины Руси - собора Василия Блаженного в белокаменной столице).

Кстати говоря, если зайти в местный храм Святой Троицы сейчас, высочайшее мастерство древних каменщиков и богомазов очень приметно. Несмотря на более чем два столетия (!) запустения и варварскую эксплуатацию здания в советскую пору (там, естественно, был склад), в церкви отлично сохранились красивая напольная плитка, часть резного иконостаса и многие фрески. Восстановление этой святой обители, наверно, было бы сейчас наименее затратным (по сравнению со многими другими церквями нашего района), но охотников до реставрации, увы, пока нет. Во многих селах сейчас обычно с такой инициативой выступает сход, но в Чистухе эта тема не поднималась.

...