Среда, 14.11.2018, 04:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Князья Вяземские на Липецкой земле

Качанов Я.М. ИСТОРИЯ СЕЛА КОРОБОВКИ

КРЕСТНЫЙ ХОД ПРИ ДМИТРИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА КОРОБОВКИ 6 ЯНВАРЯ 1901 ГОДА

 

После торжественной литургии, при большом собрании народа мы без исключения пошли нареку с крестным ходом. Когда священник вышел из алтаря, неся на голове священный крест, начал петь богодуховенную песню: "Глас Господень на водах вопиет, глаголет: придите, примите всея духа премудрости, духа разума, духа страха Божьего, являгося Христа". Впереди священника несли множество икон и хоругвей. Мы все с обнаженными головами шли вслед за священником. Трезвонили во все колокола. Было так трогательно, что вполне соответствовало торжественному празднику: звуки колоколов передавали нашу земную радость небесному миру. Величие, красота храма нашего напоминает тот великий храм Иерусалимский, который был выстроен царем Соломоном. И вся природа будто бы приготовилась к такому торжественному Крестному ходу — утро было такое: солнышко светило ярко, деревья все поголовно были покрыты пушистым инеем и богато раскидывали тень свою в противоположную сторону от солнца. Все это наводило на душу какую-то неземную радость. Тихо и важно мы шли под звуки колоколов, как будто под музыку. Когда мы стали сходить по высокому скату берега на самую реку, тут нас ожидала пестрая публика, чинно стоявшая вокруг проруби, высеченной крестообразно изо льда. С иконами установились с восточной стороны нашего местного Иордана, а священник — с западной стороны к востоку лицом, и началось священное водосвятие. Священник с кадилом три раза обошел вокруг Иордана. Лед почувствовал такую тяжесть от народа и сильно затрещал, а вода небольшим фонтаном из-подо льда выбиралась на поверхность его, струями своими водное естество напоминало нам настоящее Иорданское крещение Господне. По окончании торжественного водосвятия все почерпнули святой воды и разошлись по домам. Когда мы пришли в свой дом, наши домашние попили святой воды, помазали каждый свои головы, глаза в знак того, чтобы быть всегда здоровыми, а отец по заведенному у нас обычаю взял святой воды и троицкий венчик и пошел на двор кропить скот, корм и хлев. В доме все было убрано надлежащим порядком: самовар готов и подан на стол.

Когда мы стали чай пить, я начал спрашивать у отца, как он помнит бывало проводили этот праздник. Отец говорил, что тогда было народу меньше и церковь была старая, деревянная, низенькая, а священные облачения были несравненно хуже и торжества такого не было. К тому же, добавил, что тогда наши старики говаривали: "Было время, когда у нас совсем не было церкви и нам приходилось ездить в соседнее село. С этого времени мне запало в душу, как можно лучше разузнать у стариков о первом начале нашего села Коробовки. И вот в свободное время я стал ходить к самым старым старикам и выспрашивал у них обо всей прежней жизни, и все слышанное списал по порядку, насколько мог.

 

 
ИСТОРИЯ СЕЛА КОРОБОВКИ

 

Прежде всего нужно заметить, что наше село Коробовка Тамбовской губернии Усманского уезда Княже-Байгорской волости принадлежит двум землевладельцам - князьям Л.Д.Вяземскому и Г.Н.Вельяминову и расположено от ст. Грязи в 18 верстах к юго-востоку.

По преданию наших предков, начало селения нашего села получило в первой половине XVIII века. Первый селянин пришёл из соседнего села Байгоры, которое от нашего села находится в 5 вёрстах. Имя его нам предание не сохранило, а фамилия его была Коробкин, вследствие чего названо село Коробовка. Коробкин пришёл к реке и поселился на ее восточном берегу, смекнув сначала все хозяйственные выгоды. Бессомненно, к нему стали подселиваться и другие, тоже, как и он, государственные крестьяне, и мало-помалу образовалась небольшая деревушка. Как им было жить хорошо и привольно, это мы должны сами судить по тому, что на этой же земле мы и сейчас живём, но несравненно народу стало больше, так же и скота стало гораздо больше, чем тогда, а все так же мы и в настоящее время живем не совсем плохо. Наши предки занимались преимущественно землепашеством, у нас самое главное, основное дело — это сельское хозяйство. Немного можно отыскать семей, которые занимаются ремеслами: выделывают кожи, шьют сапоги и плотничают. Земля у нас рыхлая, супесчаный чернозем, всегда желающая частого дождя, а в противном случае нередко страдает от засухи.

Много времени наши предки жили без церкви и были приходом в село Кн-Байгора. Но вот в 1841 году к нам перевезли из Байгоры небольшую деревянную церковь при помощи господина Н.В.Вельяминова, поправили её и в том же году посвятили во имя святого великомученика Димитрия Солунского, память которого празднуют 26 октября. Церковь эта у нас существовала 40 лет, после чего нам выпало необыкновенное счастье. Как вам уже известно, сумежно с нашим селом расположено величественное образцовое имение князя Л.Д.Вяземского.

И вот князь Вяземский благоизволит выстроить нам великолепный каменный храм. В 1879 году он был заложен, а в 1884 году торжественно освящен в честь того же Димитрия Солунского. Вокруг храма построена ограда с железной решёткой, в ограде посажен разнообразный лес, в передних углах ограды выстроены 2 красивых училища с квартирами для учителей. В одном учат мальчиков, в другом — девочек. Благодаря таким благотворителям мы живем на всем готовом, как пословица говорит: "Как у Христа за дверью".

Устройство храма весьма замечательно по своему фигурному плану, редко можно встретить во всей России-матушке таких красивых. И все приезжие, и приходящие весьма поражались его внешним видом. Внутренность храма прекрасным образом устроена: все иконы написаны на цинке с позолоченным чеканом и отличаются великолепной живописью, темно-коричневый дубовый иконостас украшен изумительной резьбой, люстра красиво слита из меди весом 52 пуда и имеет на себе 64 свечи, каждая свеча вкладывается в особые футлярчики и с помощью пружины по мере горения поднимается. Ризница полна всевозможными роскошными облачениями.

Не буду перечислять все принадлежности храма. Но главное облачение на престол, жертвенники и аналое, хоругви и плащаницы вышито шелком по темно-красному бархату собственноручно княгиней Вяземской. Весьма замечательно и ценно: храм и школы всегда отапливаются за счет кн. Вяземского. При таком великолепном храме находится хор певчих из крестьян числом 25 человек. Князь Л.Д.Вяземский платит жалованье регенту и всем певчим за спевки. Поют они просто изумительно, даже отлично. Наши старики, выходя из церкви, иногда разговаривают между собой так: "Вот спасибо князю, завел певчих, а то, бывало, у нас были одни дьячки, да к тому же пьянчуги и слушать было неинтересно, в церкви стоишь да дремлешь и не чаешь, когда пройдет обедня". Пол в храме каменный, помост алтаря возвышен на 7 ступенек. Под алтарем находится склеп с могилами родственников князя Вяземского, которых перенесли из старого склепа после постройки храма, при входе в склеп на большом мраморном камне поставлена фигура из мраморного камня в естественный рост человеческий, она имеет вид Иисуса Христа, обнаженного, каким он был после снятия с Креста, с язвами рук и ног и прободенным ребром.

По распоряжению князя Вяземского старая церковь со всеми её принадлежностями подарена бывшим нашим прихожанам в деревни Ольшанка и Никольское. Вот так с годами прорастала наша Коробовка. Из маленькой деревушки выросло большое село с прекрасной церковью и школой.

Сейчас она имеет 179 домохозяйств, дома которых больше половины каменные, 658 наличных душ мужского пола. Земли у нас 1823 десятины казённой меры, вся она разделяется на 3 поля, в каждом поле на каждую душу выделяется 21 сажень на 80 сажень длинки, земля очень плодородная. Каждая десятина 40-й меры (3200 кв. м.) дает урожай примерно так: ржи от 100 до 150 пудов, овса и проса — от 80 до 120 пудов. В с. Коробовке имеется порядочно скота: лошадей — более 300 голов, рогатого скота - свыше 200, овец содержим мы с трудностями, так как не хватает сена. Когда сильный урожай бывает на картофель, тогда, конечно, и картофелем кормим рогатый скот и свиней. Все наши хозяйства поддерживаются  посторонней помощью, а именно заработками разного рода в имении князя Вяземского. Мы даже взаем берём деньги по договоренным местам, хорошим  работникам по усмотрению всегда вперед выдают деньги. Мы много зарабатываем, но немного зарабатывает и другая наша половина женщины и девушки, которые кроме рабочей поры вырабатывают в лето от 30 до 40 рублей. Вы легко убедились бы в этом сами, ежели бы вам пришлось побывать за обедней в какой-нибудь праздник: как красиво разнаряжены все женщины, особенно девушки. Положительно все в шелку: редко в других местах можно встретить такое. В Коробовке сельское хозяйство ведется не совсем правильно, и много упущений делается по хозяйству, вследствие того, что землю не удобряют навозом, оправдывают себя мужики тем, что у них поля дальние, да и к тому же земля у них каждое десятилетие переделяется на новые души, поэтому и не занимаются удобрением земли. Хорошо еще, что у нас на пару до его вспашки пасется наш скот, и его помет удобряет землю.

 

Автор - крестьянин Яков М.Качанов

из села Коробовки. Декабрь 1901 года.





P.S.  Публикацию работы Я.М.Качанова в "Грязинских известиях" подготовил краевед В.Б.Тонких