Пятница, 19.04.2024, 18:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Князья Вяземские на Липецкой земле

Липецкая газета «Де-Факто», 25 октября 2001 года


Ольга Костина

ПОКАЯНИЕ


Сорок дней тому назад, 16 сентября 2001 года, в селе Коробовка Грязинского района при большом стечении сельчан, гостей, в присутствии глав администраций Грязинского и Добринского районов, руководителей предприятий городов Липецка и Грязей и с участием духовенства Воронежско-Липецкой епархии по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в фамильной усыпальнице храма Димитрия Солунского после заупокойной литургии состоялось погребение (перезахоронение) останков князя Леонида Дмитриевича Вяземского и некоторых членов его семьи.


 «Разрушайте гнёзда, тогда птицы не вернутся»

 Род Вяземских происходит от князя Ростислава - Михаила Смоленского, внука Владимира Мономаха. Правнук его, получив в удел Вязьму, стал родоначальником князей Вяземских. В Усманском уезде Тамбовской губернии Вяземские поселились в середине XIX века. В двух верстах от села Коробовка возникла усадьба Лотарево, ставшая родовым гнездом семьи.

Усадьба располагалась на живописном берегу реки Байгоры. Ее окружал обширный парк с аллеями, фонтанами и декоративными растениями, к которому примыкал большой фруктовый сад. В Лотарево находился тогда один из самых знаменитых конных заводов в России. В 1903 году Леонид Вяземский в память сестры Лидии Вяземской построил больницу, образцом для которой послужили лучшие лечебницы Петербурга. Кроме того, на средства князей Вяземских в селе было построено две церковно-приходских школы, почтовое отделение, библиотека, мост через реку Байгора и здание начальной школы.

В августе 1917 года последний владелец усадьбы Борис Леонидович Вяземский был зверски убит толпой на железнодорожной станции Грязи. Лотаревское имение князей Вяземских было полностью разгромлено в тот же период. Многие члены семьи после революции эмигрировали за рубеж.

Участь храма Димитрия Солунского очень схожа с трагической судьбой князей Вяземских.

 «Усопших поминаю...»

Теплый каменный храм в селе Коробовка был построен по заказу князя Леонида Дмитриевича Вяземского и его супруги Марии Владимировны (урожд. Левашевой). Строительство продолжалось пять лет. В 1884 году состоялось торжественное освящение Димитриевской церкви. На колоколе была надпись, взятая из эпиграфа к "Колоколу" Шиллера: "Живых зову. Усопших поминаю. В огне гужу", к которому Вяземские прибавили: "В метель людей спасаю".

Каждое лето один из певчих знаменитого хора Архангельского приезжал из Петербурга управлять деревенским хором и разучивать новый репертуар. По воспоминаниям княгини Лидии Леонидовны Васильчиковой (урожд. Вяземской), в церкви пели весь репертуар Императорской придворной капеллы. Храм также славился собранием облачений, вышитых рукой княгини Марии.

В церкви размещался фамильный склеп Вяземских, вход в который украшала мраморная скульптурная группа, предположительно воспроизводящая знаменитую "Pieta" Микеланджело. По сведениям из историко-статистического описания Тамбовской епархии за 1911 год, статую выполнил Мазини, профессор Королевской академии художеств в Риме. Леонид Дмитриевич Вяземский приобрел эту скульптуру, путешествуя по Италии. В настоящее время она находится в фондах Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Приход закрыли незадолго до Великой Отечественной войны, примерно в 1938-39 годах. После закрытия храм использовали как склад для хранения зерна, стройматериалов, удобрений и сенной муки. В результате двух пожаров пострадала внутренняя часть храма, утратилась настенная роспись. Колокол и кресты сняли, частично разрушилась кровля колокольни. В родовой усыпальнице князей Вяземских вандалы вывернули надгробные плиты, часть которых разбили, а останки погребенных разбросали по склепу и подвалу. В усыпальнице в нескольких местах проломили стены. Наиболее ценную церковную утварь и иконы увезли. Остальное растащили местные жители, часть церковного имущества сожгли. В начале 1960-х годов с внутренних стен сняли облицовочную плитку: она потребовалась для строительства Дома культуры в совхозе "Правда".

Незадолго до этого по указу правления местного колхоза с храма сняли оставшуюся кровлю для хозяйственных построек. Предпринимались попытки разобрать на кирпичи стены храма, но безуспешно. Однако в результате этих попыток в стенах церкви зияют несколько больших отверстий…

 «Живых зову...»

Новая история церкви началась в 2000 году с воссозданием прихода благодаря подвижнической деятельности Валерия Георгиевича Голубых. За короткое время ему удалось найти спонсоров, решить массу организационных и правовых вопросов. В 2001 году Госдирекция по охране культурного наследия подготовила документы на передачу храма в бессрочное безвозмездное пользование общине верующих, а также подала заявку в Министерство культуры РФ на финансирование первоочередных противоаварийных мероприятий на 2002 год. Силами верующих сейчас в храме ведутся первоочередные противоаварийные работы. Отремонтированы полы в храмовой части, заново поштукатурена усыпальница, заделаны ниши в стенах и засыпаны могильные ямы в полу. Специалисты Госдирекции оказывают научно-методическую и консультативную помощь в восстановлении

Здание этой церкви — памятник архитектуры, представляющий большую научную, историческую и художественную ценность. По словам московского архитектора-реставратора Любови Ивановны Кубецкой, храм построен в греко-византийском стиле. Судя по объемно-пространственной композиции, центричности храма, декоративным и формообразующим элементам, автор проекта, безусловно, один из именитых зодчих XIX столетия.

 P.S. Захоронение останков князей Вяземских — это акт покаяния жителей села и всех нас, ныне живущих. В селе, наряду с восстановлением храма, организована воскресная школа, возрожден и благоустроен святой источник.