Вторник, 23.04.2024, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Князья Вяземские на Липецкой земле

ПРОЗРЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ

Газета Грязинского района Липецкой области «Грязинские известия», 30.05.2001.

 

А.Ю.Клоков,

 председатель Липецкого областного

 краеведческого общества

 

 

Несколько лет назад ко мне пришел человек не совсем обычный. На Руси к таким испокон веков относились благодушно, а порой и с почтением за некий дар предвидения и прозорливости. Он сказал: "Надо церковь в Коробовке реставрировать, и я бабок местных поднимаю..."

Я с грустью улыбнулся, с трудом веря, что в селе, жителям которого нанесен в духовном плане такой ущерб, что- то может измениться. Но я оказался не прав.

Из села, где в революцию было разгромлено одно из лучших в России по­местий, где в семидесятые годы разграблены склепы князей Вяземских и завершался разгром церкви, ко мне обратились за справкой по истории храма, потом еще раз. И очень кстати пришлись публикации в изданиях Липецкого областного краеведческого общества, подготовленные нашим старейшим краеведом Владимиром Ивановичем Даниловым, много лет изучавшим историю усадьбы "Лотарево" и ее владельцев князей Вяземских — строителей Коробовской церкви.

Владимир Иванович сохранил даже снимки этого замечательного храма — они помогут в его реставрации, которая началась! Жители села вычистили мусор и грязь из храма, убрали территорию вокруг. Особо радует то, что вычищен склеп знаменитых князей Вяземских, собраны их поруганные в годы Советской власти останки. Нашлись и благотворители в лице земляков, работающих в Липецке на руководящих постах, же­лающих помочь духовному возрождению Родины!

Как всегда, не остался в стороне Новолипецкий металлургический комбинат, который не только обещал помочь, но и приступил уже к подготовке проекта ре­ставрации. Не услышал я ничего только о роли тех, кто получает зарплату за охрану памятников истории. Как я понял, в стороне остались органы культуры — те, кто десятилетиями насаждал псевдокультуру, боролся с православной верой и настоящими патриотами, те, с чьего молчаливого согласия разрушался храм! Не государственные органы культуры, которые не в силах подготовить даже документацию по храму, а народ возрождает свои поруганные святыни! Причем возрождается не только храм — возрождение его началось с возрождения духовности.

Планируется совершить обряд перезахоронения останков князей Вяземских и заново освятить храм.

Невольно проводишь параллель — в Липецке, областном центре, раскопали погребения в районе бывшей церкви Дмитрия Солунского (Покровской), надругались над ними, сделав из этого шоу с публикацией снимков в газете, а кости наших предков оказались неизвестно где. Ни часовни на месте массового захоронения, ни креста не появилось. Да и были ли перезахоронены они вообще?

Кто же такие Вяземские, чей фамильный склеп восстанавливается?

Древний род князей Вяземских ведет свое начало от Владимира Мономаха и немало послужил во славу России. Землями в районе села Коробовки Вяземские владели с начала XIX века. Их усадьба "Лотарево" была создана и благоустроена князем Леонидом Дмитриевичем Вяземским (1848 - 1909 гг.) Здесь было создано одно из лучших в России хозяйств, поставленное на научную основу.

Князь Леонид Дмитриевич Вяземский - герой русско-турецкой войны 1877 - 78 годов, со своей бригадой оборонял Шипкинский перевал и награжден золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Св. Владимира четвертой степени с мечами и бантом. Под командованием Скобелева участвовал в сражении под Шейновом и награжден орденом Станислава с мечами второй степени. После этого Л.Д.Вяземский руководит боем при д. Чатак, за что получает в награду орден Анны второй степени с мечами, Болгарскую золотую медаль и Болгарский военный орден третьей степени. Весь израненный, он возвращается в Лотарево, где создает образцовое хозяйство.

С 1888-го по 1890 год Леонид Дмитриевич — астраханский губернатор и наказной атаман астраханского казачьего войска, с 1890-го по 1901 год — начальник Главного управления уделами, с 1899 года — член Государственного Совета.

С 1887 года Леонид Дмитриевич Вя­земский — генерал-майор, с 1896 года - генерал-лейтенант, с 1906-го - генерал от кавалерии! Удивительный человек и удивительная судьба!

Государственная служба не мешала ему заниматься воспитанием наследников -- наследников в полном смысле этого слова. О них можно рассказать отдельно.

Поместье "Лотарево" было превращено в настоящее чудо. Ему посвящена даже специальная книга "Имение Лотарево кн. Л.Д.Вяземского Тамбовской губернии Усманского уезда", М. 1895.

В составе имения — 3200 десятин земли, лесопитомник, конный завод по разведению орловских рысаков, скотные дворы с коровами "швицской" породы, йоркширскими свиньями, овцами-мериносами, оранжерея, парники, электростанция. В имении проводились первые опыты по посадке лесополос, был заложен прекрасный парк, сохранялся заповедный участок непаханной степи. В Лотарево велась большая научная работа, была собрана огромная библиотека.

Леонид Дмитриевич Вяземский много сделал для местных жителей. В 1872 - 1881 годах он построил в селе Коробовка первоклассную больницу, школу и церковь. О последней хотелось бы поговорить особо.

Замечательный храм построен по индивидуальному проекту, утвержденному в 1878 году. Строительство было начато в 1879-м и завершено в 1883 году. Храм сооружен в неорусском стиле и необычайно красив. Фасад его был украшен майоликовыми иконами и красивыми коваными деталями. В крипте храма Дмитрия Солунского был устроен фамильный склеп Вяземских. В склепе находилась прекрасная скульптурная работа профессора Королевской академии художеств в Риме Мазини - "Плач Богородицы". Эта скульптура, выполненная из белого мрамора в рост человека, в настоящее время хранится в Эрмитаже. В недавнем прошлом Эрмитаж готов был передать ее в Липецкую область, но передавать было некому. Да и сейчас, вместо того, чтобы возвратить собственные шедевры и восстановить уникальные памятники культуры, областное управление культуры бездумно тратит колоссальные средства на организацию временных выставок.

Храм в селе Коробовке, хотя и поставлен под охрану, как редкий памятник архитектуры, до последнего времени разрушался, так как вся "охрана" была организована лишь на бумаге, а "охраняющие" его люди там просто не бывали. Дирекция по охране памятников не пошевелила пальцем, чтобы устроить кровлю на храме, хотя зарплату получают исправно, деньги же, полученные на реставрацию памятников, шли на "укрепление материальной базы" работников культуры.

Все изменилось с тех пор, как за дело взялись местные жители. И хотелось бы, чтобы областная администрация, наконец, обратила внимание на деятельность так называемой дирекции по охране культурного наследия и выяснила, чем же занимается эта структура.

Очень хотелось, чтобы областное управление культуры сделало все возможное для повышения охраны не только храма, но и остатков всего усадебного комплекса и реально помогало, в том числе и деньгами, возрождению храма и всей усадьбы, являвшейся жемчужиной и гордостью нашего края.

Вместе с тем хотелось бы нам, как налогоплательщикам, получить от администрации управления культуры ответ на вопрос: почему все храмы у нас в области восстанавливаются Новолипецким комбинатом (42 храма) и старушками - пенсионерками на свои гроши и на деньги благотворителей? Куда исчезают средства из федерального и областного бюджетов и деньги, получаемые от эксплуатации памятников?