Воскресенье, 22.09.2019, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Князья Вяземские на Липецкой земле

Принципиальные опечатки

1. В первой биографической статье о Вяземских, частично опубликованной в липецкой печати 04.02.1995 (автор В.И.Данилов), по вине редакции «Молодёжного вестника»  неправильно показано отчество супруги князя Леонида Дмитриевича Вяземского. Она – Владимировна, а не Васильевна. Также неправильно указан один из авторов книги «Имение «Лотарево» князя Л.Д.Вяземского», опубликованной в Москве в 1895 году: автор А.А.Кротков, а не Кусков. В этом же «Молодёжном вестнике» помещена фотография усадебного дома Вельяминовых, но подпись под ней гласит, что это дом Вяземских. У В.И.Данилова имеется ещё одна неточность, указана дата первого избрания Л.Д.Вяземского предводителем дворянства Усманского уезда – 18 января  1879 года. Эта дата автором была взята из послужного списка Л.Д.Вяземского (Военно-исторический архив в Москве). Однако Государственно-исторический архив Санкт-Петербурга показывает,  что это избрание было 6 декабря 1884 года. Эту последнюю дату подтверждает и публикация «Известий Тамбовской ученой архивной комиссии» (1904 год), где указаны все предводители дворянства Усманского уезда с 1785 года по 1904 год. Также, неточно указана партийная принадлежность газеты «Искра».

Эти ошибки перепечатали: писатель В.Петров в публикации, размещённой в газетах «Русь святая» (22.03.1995)   и «Единство»  (08.03.1995 и 22.03.1995), и краевед В.Елисеев в «Липецких известиях» (05.02.1999). В этих же публикациях также говорится, что в 1916-1917 годах профессору В.В.Алёхину помогали учёные С.С.Левицкий и П.А.Смирнов. Но эти помощники в то время были ещё студентами Московского университета.
Неточности в публикации В.Елисеева: Л.Д.Вяземский 4 марта 1901 года, когда он вступился за студентов, избиваемых полицией, был не генерал-майором, а генерал-лейтенантом и членом Государственного Совета России; неверно указан год рождения В.Л.Вяземского – 1888, хотя он родился в Астрахани 8 апреля 1889 года; приведена фотография храма села Стегаловка, а подписано, что это церковь села Коробовка; Б.Л.Вяземский похоронен не в родовом склепе, а в Левашевском склепе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга; в перечне растений Лотаревской степи приводится не пять редких ковылей и других степных раритетов, а кровохлёбка (растение сырых лугов) и молочай (полевой сорняк).

 

2. Неточности в статье Д.Будюкина «Вяземские через века и страны» («Липецкая газета» -  21.02.2002).

Неверно утверждение, что женитьба провинциального помещика Л.Д.Вяземского на М.В.Левашовой породнила его со столичными аристократами. Князья Вяземские были Рюриковичами, их знатность и происхождение никто не ставил под сомнение. К тому же они были достаточно богаты: у Л.Д.Вяземского в имении «Лотарево» было 3200 десятин земли и в Саратовской губернии – 13000 десятин, он имел два дома в Петербурге. Дед и отец Леонида Дмитриевича умерли рано, по этой причине они не успели продвинуться в высшие эшелоны власти России.

Женитьба сыновей Л.Д.Вяземского на графинях Е.Д.Шереметевой, А.П.Шуваловой и С.И.Воронцовой-Дашковой объясняется не породнением их отца с Левашовыми, а тем, что Л.Д.Вяземский 7 лет (с 19.04.1890 по 06.05.1897) работал под руководством выдающегося государственного деятеля России графа И.И.Воронцова-Дашкова, нередко замещая его на посту министра императорского Двора, а до этого служил под его началом в лейб-гвардии Гусарском полку. Будущие жёны сыновей Л.Д.Вяземского были родными внучками этого сановного аристократа и наместника царя на Кавказе. Кстати, они вышли все замуж за братьев Вяземских ещё при жизни деда, который очень уважал всю семью Л.Д.Вяземского.

Дворецкого Вяземских, спасшего «Лотаревскую Книгу Судеб», звали Иван Яковлевич Горшков, а не И.Ф.Лащев. Также неправильно указано место захоронения  Б.Л.Вяземского.
 
 
3. Неточности в статье и комментариях князя Г.И.Васильчикова «Лотаревская Книга Судеб» («Наше наследие» - 1997.  - С. 58-87).

Стр.59. Неверно указано, что Вяземские приобрели имения в Тамбовской губернии покупкой. На самом деле князь Егор Александрович Вяземский женился на Прасковье Павловне Лотаревой – будущей матери Александра и Дмитрия Вяземских, которые получили эти имения в наследство.

Стр.59. Неверно сказано, что князь Л.Д.Вяземский был генерал-адьютантом, такого придворного звания ему никогда не присваивалось.

Стр.59. Неверно указан год смерти князя Л.Д.Вяземского – 1910, на самом деле он скончался в Лозанне 24 ноября 1909 года.

Стр.59. Неверно указан год рождения Бориса Леонидовича, он родился 26 сентября 1883 года.

Стр.61. Указан 1903 год, как год строительства Коробовской больницы. Однако построена она была значительно раньше, а работать стала с 01.01.1904 года.
Стр.65. Неправильно указан год рождения князя Дмитрия Вяземского – 1885 год. На самом деле он родился 12 ноября 1884 года.
Стр.86. Неверно указан год смерти князя В.Л.Вяземского как 1950-й. На самом деле он скончался 19 мая 1960 года и похоронен в Париже на кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Стр.86. Неверно указаны даты жизни Аси - Александры Павловны Вяземской-Шуваловой - как 1895-1976. Правильные даты: 07.10.1893 - 07.02.1968.

Стр.87. Неверно указано отчество Владимира, Ольги и Марии Вельяминовых как Владимировичей. На самом деле они дети Григория Николаевича Вельяминова. Поэтому они - двоюродные брат и сестры Л.Д.Вяземского, хотя по возрасту были близки Борису Леонидовичу.

 

4.  В книге В.И.Лихоносова «Избранное» (М.: Терра, 1993) на странице 660 напечатано, что «тело Ал. Фед. Вельяминовой лежит на станции Хворостянка». На самом деле речь идёт об Ольге Фёдоровне Вельяминовой. Она умерла в Москве, и её родственники привезли гроб с телом для погребения в склепе Коробовского храма. Но из-за начавшихся погромов усадеб Вяземских и Вельяминовых гроб находился на станции.
В «Лотаревской Книге Судеб» на страницах 68, 74, 75 и 87 говорится об Ольге Фёдоровне (Офе), родившейся в 1864 и умершей 5 августа 1917 года, - супруге Григория Николаевича Вельяминова (дядя Л.Д.Вяземского).

 

5.  В.И.Данилов уточнил день рождения дочери Л.Д.Вяземского – 28 мая 1886 года (Метрическая книга села Коробовки. – ГАЛО, ф. 275, оп. 1, дело 68).
 
6. Неточности в книге М.И.Артёменко «Нухинское созвездие» о военном коменданте 1916-17 годов города Усмани Василии Каграмоновиче Осипянце.
Стр. 38. Перепутаны имена жён князей Бориса и Дмитрия Вяземских. Неверно указан день убийства Бориса.
Стр. 43. Неверно указаны год приезда князя Г.И.Васильчикова в Коробовку и место захоронения Бориса, неверно описано разорение семейного склепа Вяземских.
 
Замеченные неточности в публикациях, представленных в разделе «Библиография», выделены синим цветом.